+7 929 602 15 13

МАХАШИВАРАТРИ: ИСТОРИЯ ВЕЧНОГО ПРАЗДНИКА.

Перевод статьи с английского: Rohini 

Глубочайшая древность гласит, и рассудок подтверждает, что Бог – это глагол, и никогда – существительное… В Египетских, иероглифических, жреческих, демотических идеограммах… было простая эмблема из ткани на шесте; другими словами флаг… Не флаг представляет Бога, а его трепетание на ветру. – Astrological Origins , Cyril Fagan

В каждой неделе в течение года один день посвящен Господу Шиве, но один день в году занимает особое место – Махашиваратри, Великий праздник Шивы. Это переходящий праздник, выпадающий на четырнадцатый день темной половины лунного месяца Пхалгуна.

Некогда отмечавшийся с большим размахом по всей Индии, сейчас можно видеть, что в наибольшей степени этот день празднуется в двух местах, разделенных немалым расстоянием, и оба эти места находятся за границей. Наилучшее празднование можно лицезреть в храме Пашупатинатха (Господа жизнь животных) в Катманду, Непале. Другое празднование – в Телети, в священном месте у подножия горы Гирнар в Саураштре. Из-за того, что политики склонны разделять Непал и Индию, это все больше способствует развитию Гирнара.

Большая группа семи горных вершин резко бросается в глаза среди огромного плоского пространства, над которым они возвышаются, что делает их уникальным, исключительным зрелищем на расстоянии. Путешествие к их вершинам позволяет обнаружить еще более удивительные виды. Двое европейцев, которые много писали об Индии во времена Британского правления, описывали Гирнар как «не только самое поразительное зрелище в Индии, но и во всем мире». Гирнар отсутствует во всех туристических изданиях, опубликованных Центральным Правительством, или Правительством штата Гуджарат.

За несколько дней перед Махашиваратри очень много садху собираются в путь к священному месту, и заполоняют многие ашрамы Телети в ожидании великого полуночного события. Здесь можно увидеть множество обнаженных святых Ниврити Марга, или Пути отречения, который они выбрали. Адепты из секты Нага приходят сюда в огромном количестве; это такое время и такое место, когда практически все секты встречаются в согласии друг с другом. Нагота здесь пользуется высоким уважением. Даже садху, которые носят ланготи или небольшие набедренные повязки, сбрасывают одежду по такому случаю; позволяя микрокосму быть единым с макрокосмом.

В те счастливые, блаженные, беспечные дни древней Индии, задолго до того как Ведические Арии вторглись в их нетронутые земли, Господь Шива господствовал как Верховный Бог вместе со своей супругой не только по всему субконтиненту Джамбудвипы, но и во многих отдаленных местах мира. Здесь, на территории Индии, мужчины и женщины создали то, что, возможно, было самой ранней истинной религией, культурой и образом жизни. На основе бесспорных подтверждений, мы знаем, что культ Шивы-Шакти процветал более чем пять тысяч лет назад и можно совершенно справедливо прийти к заключению либо предполагать, что его история началась еще намного раньше. Признаки этого очень древнего культа можно обнаружить в каждой религии, которая появилась на земле. Даже сегодня, в наш современный век, невзирая на притеснения и истребления со стороны христианства, в Европе все еще сохранилось большое число фаллических культов и культов Пашупати.

Существует заслуживающее внимания мнение, что коренное население Индии предшествовавшее иммиграции Ариев, было темнокожее. Если это так, то тогда еще более странно то, что их Бог и Богиня оба описывались в многочисленных текстах как белокожие. Дакшинамурти Упанишад, возможно, записанный в более древней устной традиции, описывает Шиву как «Господь, сидящий со скрещенными ногами, чьи спутанные волосы украшены полумесяцем, чье тело белое как молоко, и кто имеет три глаза». Здесь мы видим описание, похожее на образы из Мохенджадаро и Хараппа. Это также образ йога, погруженного в созерцание, но несмотря на соответствующие символ и форму, для тех древних индийских язычников живым проявлением подлинного Шивы как Абсолюта, было то, о котором гласили надписи из Долины Инда: «Высшее Существо, которое существует само по себе». Эта концепция существует по сей день.

Чтобы сделать взаимное сопоставление, для ясности, Шива приобретает различное значение и смысл в зависимости от последователя. Шива – не просто имя, а качество, и оно означает Благоприятный, Всеблагой. Для некоторых Шива – это Параматма, Брахман, Абсолют, но многие предпочитают видеть Шиву как персонального Бога, который с состраданием относится к своим почитателям и одаривает их и духовными, и материальными благословениями. В связи с концепцией Абсолюта существует представление о Шиве как о Йоганатхе, Повелителе Йоги, которой он обучает, — и пути, и цели. По существу, он является Ади Гуру, или Верховный Гуру для санньяси, которые отреклись от мира, чтобы достичь Абсолюта.

В обширном пантеоне индийских богов, больших и маленьких, Шива обладает сочетанием сверхъестественного и поразительного и проявляет удивительную гармонию в своих фантастических образах и символах.

Современные художники теперь одевают Шиву шкуру леопарда и в цветные одежды, чтобы сделать Абсолют респектабельным. Многие доходят до того, что вешают священный брахманский шнур на Бога, который был широко почитаем в Индии тысячи лет до того как первый брахман пришел на их землю! Мы можем поблагодарить Шиву за то, что он выносит это и многое другое. Тексты, которые описывают Шиву, не могут быть так легко модернизированы или переделаны христианскими нормами приличия. Давайте рассмотрим один из них.

Среди многих бесценных сокровищ в Бхагаватам, там есть много случаев, где не-Ведические или Тантрические божества были изменены и названы Богом Вайшнавов, Вишну. Во многих историях это было очень легко, но некоторые тексты настолько обстоятельны и детализированы в своей связи с Шивой, что изменения были невозможны. Одна такая история рассказывает о мудреце Кашьяпе, который женился на Дити, одной из дочерей Дакши, и следовательно, сестре Сати, жены Шивы. Как явствует из истории, Кашьяпа уделял чрезмерно много внимания своей строгой дисциплине и выполнению жертвоприношений. Дити, не желая больше терпеть, что ее игнорируют, подошла к мужу и попросила его исполнить древний ритуал, дающий женщине ребенка.

Кашьяпа признал справедливость ее требования и пообещал принести ей удовлетворение в любовном поединке, но тот момент не был подходящим, и она должна была немного подождать полной темноты. Это было в соответствии с древним традиционным поверьем, что Шива странствует по земле в три священных периода – на восходе солнца, в полдень и на закате. Было бы неблагоприятно, если бы Господь обнаружил двух совокупляющихся людей в то время, когда они должны быть заняты ритуалами поклонения. Кашьяпа объясняет это в замечательном эпизоде, который освещает Шиву и его качества, а также аспекты жизни, которые не вызывали его одобрения.

«Сейчас — время захода солнца, когда Господь Шива, восседающий на своем священном быке Нанди, перемещается по всему миру со своей свитой. Он, Господь Шанкара, видит все своим третьим глазом. Во всей Вселенной больше нет никого, подобного ему, и никого равного ему. Те, кто хотят вырваться из-под завесы невежества, подражают Его божественным качествам. Его, кто является высшей целью всех праведников, видят в таком варварском обличье, которое он принимает, чтобы обучать методу самореализации.

Несчастные, жалкие создания украшают тело дорогой одеждой и платьями, хотя оно годится только в пищу собакам. Таким образом наряженные и украшенные цветами и косметикой, они принимают тело за настоящее «Я». Увидев Шиву совершенно нагим, усыпанным пеплом, носящего ожерелье из черепов и имеющего спутанные волосы, полные пыли, они смеются над Реальностью, — Высшим Шивой, — не понимая, что Его целью является научить их видеть никчемную природу тела и относиться к нему безразлично. Шива попирает материальные богатства и власть, которых жалкие ничтожные человеческие существа ожидают в награду за их религиозную преданность и добродетель. Он – единственная причина Вселенной и Майя (иллюзия) – его слуга. Он – Абсолют, Совершенное Существо, и Его пути непостижимы».

До-арийские народы обладали разумом, чтобы понять, что если представлять Абсолют как мужскую фигуру, то он может быть представлен также и в женском облике. Люди должны были признать, что творение можно легче понять и объяснить в образах космического союза мужского и женского принципов, что дает начало всему существованию, как инь-ян в китайской философии. Таким образом, это было легко понять на основе естественных процессов их собственной жизни. Они не думали о правдоподобности существования космических ткачей и портных, и поэтому оба, — Бог и Богиня, — были обнаженными. Они не могли предположить и допустить мысли, что что-либо, созданное Божественным, могло быть грязным или непристойным, и предпочитали видеть наиболее подходящие символы Бога и Богини в виде пениса и чрева (лингам и йони; йони – это чрево, матка, а не внешний сексуальный орган). Они видели всю Вселенную как огромное чрево, в котором родились миры и началось творение.

Когда мы размышляем о безбрежном мире философских концепций, идей и грез, как священных, так и безумных, социальных, политических и научных, мы видим усилия людей мыслить, а не создавать призраков, которые всего лишь исчезнут в прахе. Однажды, возможно, человечество обнаружит, что древнейшее было в действительности наивысшим, и в своем поиске бессмертия оно должно вернуться к тому, с чего начало. Теперь мы видим, что Божественный Гуру не только учит нас не только языком доктрин и практических наставлений, но также и посредством собственного образа жизни. Таким образом миллионы индийцев увидели в Шиве олицетворенное проявление руководства на Пути.

В одна из ранних и самых древнейших в мире традиций Шива предстает в образе Дакшинамурти – Гуру, с лицом, обращенным на юг. В этой форме, восседая на небольшом возвышении, с одной ногой, свисающей вниз, он поведал Санатана Дхарму или Вечную Мудрость четырем Кумарам, которые появились в начале творения. Гуру не говорил никаких слов, но обучал их посредством передачи от ум к уму, таким образом давая нам пример того, что впоследствии стало популярной концепцией в Дзен. Его целью было показать, что человек может постичь Абсолют, когда человеческий ум полностью уравновешен и един с Космическим Разумом.

Существует индуистское священное писание, называемое «Тысяча имен Шивы». Дакшинамурти – одно из них. В действительности, ни одно из них не является просто именем в том смысле, в котором мы обычно используем понятие «имя». Это скорее качества или описания. Они распространены по всей Индии как имена храмов и святых мест. Одна из древнейших Упанишад обращается к Шива как к Калагни-Рудре (Рудра, Господин Огня и Времени). У имени «Рудра» есть много значений, такие как «Красный» или «Ревущий». Шиве в качестве Рудры удалось проникнуть в самую священную Арийскую Веду, — Риг Веду, хотя эти упоминания и не очень лестные. Но это неважно. Часто, — если не всегда, — враги описывают нас намного более безошибочно и точно, чем наши друзья. Когда Дакша начал войну с Шивой, своим зятем, мы получаем намного более откровенное описание Шивы, чем порой можно было бы услышать от заслуживающих уважения приверженцев. Это не единственное описание, которое может быть в том числе применимо и к великим святым Индии, но оно актуально и имеет реальное значение и для отверженных отщепенцев нашего времени. Здесь мы упомянули об этом вкратце. Полная история будет позже.

Стоя в центре громадного собрания богов и людей, Дакша указал своим костлявым, умащенным гхи (топленым маслом) пальцем на Шиву, своего зятя и произнес свое грозное обвинение: «Взгляните на Него! Позор нашего собрания, Он приносит дурную славу Богам. Разве Он не самый ленивый и не самый бестолковый, тот, кто отказывается работать и исполнять свои обязанности? Он опорочил добродетельный путь Веды. Он женился на моей дочери в присутствии Агни, Брахманов и родственников, но однако, он лишен уважения, которое он должен демонстрировать как мой зять. Он не считает себя моим сыном, и когда видит меня, он не приветствует меня и не осведомляется о моем благополучии. Вместо этого, он остается молчаливым и закрывает свои глаза как обезьяна.

Посмотрите на Него! У него нет скромности или чувства стыда, и он явился сюда так, как он обычно бродит, совершенно голый, обмазанный золой, которую он взял с места кремации. Его спутники – это идиоты, пьяницы и безумцы. И его же свита на самом деле – это привидения, бесы и духи. Ну да, конечно же, Господь! Он Господь только для ленивых слуг, которые отказываются от надлежащего служения и ответственности перед своими хозяевами. Его украшения – это порождения зла, и его ожерелье из человеческих костей оскверняет это место. Его спутанные волосы загрязнены пылью с мест кремации, где он любит находиться. Шива! Нет, не Шива – Всеблагой, — а Зловещий! Я плачу от мысли о том, что меня хитростью вынудили отдать мою дочь ему в жены. Начиная с этого момента впредь он не получит никакой доли в жертвоприношениях, которые я буду проводить!»

Шива не был высоко оценен в рейтинге популярности Дакши, но Дакшу следует рассматривать и толковать как символ Ведических Брахманов ритуалистов, которые хотели таким образом преподнести Арийскую чистоту и их религию, невзирая на широкое слияние, которое имело место, что приводило к интеграции Ведической и Тантрической культур в один всеобъемлющий образ жизни. Дакша угрожал и обвинял, Шива хранил молчание.

Давайте вернемся к Телети в Гирнаре, к Повелителю Гор. Садху заполоняют ашрамы и дороги. Некоторые из них сооружают шалаши из палок и листьев на обочинах вдоль дорог. Кульминация наступает в полночь, когда садху совершают свое омовение и собираются вместе, чтобы восхвалять Господа Шиву. Это конец зимы, и все еще прохладно, но они терпят все в экстазе беззащитной покорности Абсолюту в виде Шивы.

Великое собрание садху не обходится без своих зрелищ. Некоторые садху приняли обет никогда в течение периода многих лет лежать или сидеть на земле, даже чтобы спать. Они стоят, опираясь руками на плоский кусок древесины, закрепленный на шесте, и это становится их единственной опорой для отдыха и сна. На обочине дороги высокий садху прислонился к дереву, кушая фрукты. Он полностью обнажен, и его единственная собственность, тришула (трезубец), такой же высоты, как он сам, прислонена к его плечу.

Далее вдоль дороги другой нагой садху представляет впечатляющее зрелище. Он стоит, расставив ноги так, чтобы тяжелые огромные камни, привязанные к его пенису, могли свободно болтаться. Вес этих камней, должно быть, чудовищный, и этот садху вне конкуренции. Это не имеет никакого отношения к духовной жизни, но полезно для вымогания пожертвований. Некоторые из этих персонажей стоят на кончиках ногтей, закрепленных в маленькие деревянные колодки. Действо начинается с вызова, что он сможет простоять на этих неудобных подпорках и оставаться неподвижным до тех пор, пока ему не пожертвуют десять рупий. Обычно у него есть сообщник, который стоит поблизости, и если это продолжается слишком долго, он подает сигнал, и его друг прекращает его болезненное выступление, давая ему деньги. Махашиваратри – это «торт», а эти массовые публичные зрелища – «сахарная глазурь», которая делает праздник более «вкусным».

Полночь на Махашиваратри не менее чарующая, чем полуночные фестивали в других странах. Все садху совершают омовение и входят в пруд; среди огромного собрания обнаженных людей мы слышим великую мантру Господа: «Хара Хара Махадева Шива Шамбху Каши Вишванатха Ганга!» (Хара, Великий Бог, Шива именуемый Шамбху, Повелитель Мира, обитающий в Каши на берегах Ганги!). В Бенаресе, теперь называемом Варанаси, также проходит большое празднование этого фестиваля.

В пределах Варанаси есть место, называемое Каши, которое на протяжении тысячелетий считалось троном и городом Шивы-Кашинатха. На сегодняшний день это один из величайших городов мира, где вы увидите больше всего религиозности и меньше всего духовности. Но несмотря на этот недостаток, он притягивает как магнит, и обладает особенным и мистическим очарованием сам по себе. Возможно, это наиболее концентрированное и явно выраженное проявление современного индуизма, которое сегодня можно наблюдать. В нем больше гхатов для омовения, чем в любом другом городе, и они растянулись бесконечной чередой вдоль берегов Ганги.

В Каши существует древнее поверье, что если вы умрете там, то независимо от того, сколько зла вы могли совершить, вы отправитесь прямо в рай. Сотни престарелых людей до сих пор отправляются туда с этой целью. Огромное число старых брахманов идут в Каши и становятся инициированными как данди свами, — свами,которые носят посох. Там они носят одеяние цвета охры и проводят свои дни в молитвах и покаянии, дожидаясь того великого момента, когда их понесут на землю погребальных костров, чтобы затем очнуться в раю.

Только брахман может быть инициированным в данди свами, и это их единственное отличие. Они не санньяси, но принимают уклад жизни, называемый ванапрастха, нечто вроде отшельничества, но человек при этом все еще совершает богослужения и ритуалы. В прошлом в Индии это было решением субсидирования престарелых людей. Большинство просят себе пищу в домах брахманов. Некоторые наставления касались того, что нужно давать другим еду, и люди жертвуют деньги верующим на покупку дров для их последнего путешествия.

Женщины ванапрастхи не так уж редки, и в основном о них заботятся их семьи, но жизнь фактически также открыта для женщин, как и для мужчин, хотя они не получают инициацию. Данди свами признают Шиву Верховным Богом, но персонально их представления очень относительные. Ступень жизнь ванапрастха не относится ни к какой секте, может быть принята любым мужчиной или женщиной из любой касты, и они могут продолжать поклонение божествам по своему собственному выбору.

Рассказывают одну красивую историю, которая показывает предания Каши и вечной Ганги. Парвати, Супруга Шивы, играла роль женщины больше, чем Богини, и порицала Шиву за его готовность награждать дарами и благословениями слишком легко. Она добавила ее решающий женский аргумент, сказав, что если бы сам Шива оказался в ужасной беде, то никто даже не попытается помочь ему.

Шива принял ее вызов, и они устроили тест. Он должен был лечь на землю, притворившись мертвым. Богиня должна была изображать обезумевшую от горя вдову. Затем она стала говорить каждому, кто проходил мимо, что Господь Каши даровал ей особое благословение, что если любой прохожий с чистым сердцем прикоснется к его телу, то ее муж снова оживет, и она будет спасена от вдовства.

Многие прошли мимо, а большинство поторапливались оттуда побыстрей, потому что индусы считают, что очень неблагоприятно касаться трупа, и таким образом они потеряют свой шанс попасть в рай. Прошли часы, но эксперимент все никак не увенчался успехом. Неожиданно мимо прошел человек и увидел эту картину скорби и страдания. Он остановился, чтобы выслушать просьбу Парвати, но с сожалением отвернулся и сказал: «Добрая госпожа, твоя преданность к твоему мужу достойна почтения, но я не достоин выполнить эту задачу. Я желал мирского слишком сильно, и это только принесло мне одни несчастья. В моей жизни было слишком много зла, чтобы я мог послужить тебе таким образом».

Свесив голову, он повернулся, чтобы уйти. Затем вдруг он обернулся. «Погоди, Добрая госпожа, есть средство». Мужчина бросился к Ганге и нырнул в воду. Быстро прибежав обратно, он положил свои мокрые руки на голову Шивы. Шива пошевелился и сел, но прежде чем он смог говорить, мужчина побежал вниз к реке и окунулся в воду второй раз. Шива засмеялся, а Богиня задала человеку свои вопросы.

«Добрый человек, почему ты отказался прикоснуться к моему мужу иначе как после омовения в реке?» Мужчина засмеялся и сказал: «Разве это неизвестно всем, что любой человек, который омывается в Ганге в Каши, смывает все зло и становится чистым?» «Но, — спросила Богиня, — почему ты совершил омовение второй раз, если ты уже стал чистым?» «Разве я не коснулся трупа твоего мужа, и разве это не стало новым осквернением?»

На этот раз, Парвати рассмеялась вместе с Шивой, и человек неожиданно осознал, кем они являются, и бросился к их стопам.

Шива сказал: «За сегодняшний поступок, в котором твоя вера и искренность превзошла всех других людей, я дарую тебе благословение. Проси чего тебе угодно».

«Будь осторожен», сказала Богиня.

Мужчина посмотрел Шиве в лицо. «Какое благословение могу я просить, когда мне надоел этот мир, кроме как благословения Твоей милости, которая подарит мне силу и непоколебимость, чтобы двигаться по Твоему пути к освобождению? Даруй мне это».

Шива поднял свою руку, делая мудру, дарующую благословения, и сказал: «Пусть будет так, и когда ты оставишь свое тело, ты будешь сиять как бессмертный среди звезд».

Позже Парвати сказала Шиве: «Мне кажется, я никогда не смогу быть лучше Тебя». Шива повернулся к Ней и прошептал: «Тебе нужно совершать омовение в Ганге».

Человечество прошло долгий путь, вверх и вниз, вниз и вверх, и больше всего вниз. Древние ценности, закаленные в кузнице времени, были отвергнуты ради некоторых новых непроверенных идей. Счастье в мирской жизни все еще является единственным реальным критерием, которым люди могут оценивать свою жизнь. Прогресс заключается не всегда только лишь в новейших инновациях, концепциях и идеях, и человечеству скоро придется изучать образ жизни и систему ценностей древних язычников, которые могут дать очень много. В древнем язычестве сохранилось много настоящий удивительных сокровищ; тогда человек учился не только, как нужно жить, но и как умирать. Тем, кто может видеть Шиву и Шакти как неотличное единство, не нужно думать об «Освобождении геев» или об «Освобождении женщин» или о любых других представлениях о том, как установить равноправие полов. Что создано Природой, то и сохраняется Природой.

Индия учила нас равновесию жизни и неизменного пульсирующего ритма, в котором все является совершенным. Это наиболее мудрое и серьезное мировоззрение из всех, которые были когда-либо известны миру; но люди не понимают его реального значения до тех пор, пока они иронизируют и смеются над ним. Этому пути жизни, который ныне заполонен мошенничеством и лицемерием, принадлежали величайшие люди из всех, кто когда-либо жил. Путь, который сокрыт за глупейшим вздором и суевериями, увенчан высочайшей мудростью Абсолюта. Когда вы входите в реку, думайте о цели на другом берегу, а не тратьте впустую слова и слезы, оплакивая воду, которая протекает мимо.

Напоследок, одно предостережение всем человеческим существам! Если вы любите ваш мир и его разочарования, его пустые обещания, слезы и страдания, его войны, его назойливый шум и несчастья, его страсти, пафос, позор и воровство, его изнуряющие бесконечные труды и тревоги, его сатанинский танец, который ведет вас в могилу, тогда берегитесь и отведите ваш взгляд прочь от Господина Йоги; спасайтесь бегством от этих Шивы и Его Шакти, чтобы не были разрушены ваши иллюзии, и чтобы не приблизиться к освобождению.

 

Отзывы (0)

Здесь не опубликовано еще ни одного отзыва

Оставьте свой отзыв

Оцените мероприятие:
Сбросить
0 %